Более 500 человек, включая специалистов из США, Турции, Латвии и Эстонии, приняли участие в работе пятой международной конференции «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов» («Арктика-2020»), которая прошла в Торгово-промышленной палате Российской Федерации в Москве с 19 по 20 февраля.
Участники конференции, среди которых были представители крупных российских и зарубежных нефтегазодобывающих и сервисных компаний, производителей оборудования, научно-исследовательских центров, а также профильных министерств и ведомств, обсудили актуальные вопросы освоения минерально-сырьевого потенциала арктической зоны, роль Арктики в удовлетворении глобального спроса на энергоресурсы, законодательное обеспечение шельфовых проектов и проблемы транспортной инфраструктуры.
Помимо этого, было уделено внимание энергетической безопасности регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, созданию достойных условий труда и жизнедеятельности на этих территориях, цифровизации экономики ЕАЭС, применению робототехнических и беспилотных технологий в Арктике.
Член делового совета государственной комиссии по вопросам развития Арктики, руководитель рабочей группы Международной академии связи по Арктике Викентий Козлов (Vikenty Kozlov) указал на необходимость развития телекоммуникационной инфраструктуры в АЗРФ.
Академик МАС отметил, что наличие надежной связи — обязательное условие обеспечения национальной безопасности. [...] Информационно-телекоммуникационная инфраструктура Арктики — это часть инфраструктуры страны, и ее базисом должна стать волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС). Только ВОЛС обладает достаточной пропускной способностью, надежностью и защищенностью, может выполнять функции базовой магистрали единой сети электросвязи РФ и трансконтинентальной сети.
По его словам, российская Арктика — единственный участок, где не строят ВОЛС, однако идеи создания такой линии связи прорабатываются.
Подводный кабель предлагается проложить по дну Северного Ледовитого и Тихого океанов с ответвлениями на некоторые населенные пункты на территории РФ. [...] В дальнейшем арктическая ВОЛС может быть продолжена до границы с Китаем. В перспективе данная линия будет играть роль одного из магистральных каналов для стран Европы, Азии и Северной Америки. Таким образом, арктическую ВОЛС можно считать составной частью глобальной транспортной сети для обеспечения национальной безопасности страны с одновременным пропуском международного трафика и важнейшей составной частью инфраструктуры цифровой экономики.
Так же Викентий Козлов добавил, что создание ВОЛС по материковой части соединит населенные пункты арктической зоны и порты СМП [Северного морского пути] с отводами к объектам обороны и безопасности, технологические объекты нефти и газа, поможет ускорить ликвидацию так называемого информационно-цифрового неравенства. [...] В результате создания арктической ВОЛС сформируется кратчайший маршрут для транзита межконтинентального телекоммуникационного трафика, что обеспечит привлекательность для инвестиций стран БРИКС, а также интеграцию арктической части РФ с освоенными районами России, организацию надежного судоходства по СМП.
Эти и другие предложения, озвученные участниками конференции «Арктика-2020» в ходе пленарных сессий и круглых столов, нашли отражение в итоговой резолюции, которая будет направлена в профильные министерства и ведомства.